Антисоціальна поведінка. Чому Facebook можуть обкласти податком за зниження продуктивності людства
До стрічки новин

Антисоціальна поведінка. Чому Facebook можуть обкласти податком за зниження продуктивності людства

Антисоціальна поведінка. Чому Facebook можуть обкласти податком за зниження продуктивності людства

Должен ли Facebook платить налоги за то, что отнимает время миллиардов людей, почему с точки зрения экономистов эта идея звучит не так уж и безумно, и как украинские работодатели относятся к повышенной активности своих сотрудников в соцсетях, рассказывает Фокус

Профессор Нью-Йоркского университета Адам Альтер поделился с порталом Business Insider своим предложением обложить Facebook дополнительным налогом за снижение продуктивности. Альтер считает, что компанию, которая отнимает у людей продуктивное время, нужно обязать платить за это. То есть если Facebook презентует новую функцию, которая будет отнимать у двух миллиардов пользователей около десяти минут в день, Альтер предлагает оценить потерянное время в $30 млрд в год, или $15 на человека в год.

Налоги будущего

Адам Альтер не впервые выражает обеспокоенность в связи с темной стороной технологической революции. В своей книге "Непреодолимые: развитие технологий, вызывающих зависимость", которая стала бестселлером 2017 года, он доказывает, что Instagram, Facebook, интернет-магазины и порносайты сегодня "подсаживают" своих пользователей так же, как алкоголь или сигареты. Причем, по мнению Альтера, делают это специально, используя врожденные человеческие слабости и уязвимости. Если следовать этой логике, облагать дополнительным налогом на снижение эффективности нужно не только Facebook, но и множество других IT-компаний.

"Появление любых новых продуктов несет определенные вызовы для человечества и поэтому необходимо выработать правила взаимодействия с ним, - комментирует ситуацию Артем Афян, адвокат, управляющий партнер АО Juscutum. - В целом они (соцсети и т.п. - Фокус) несут больше пользы, чем вреда, выводя социальную жизнь на глобально новый уровень. Но пока у общества они стимулируют пороки".

Темными сторонами социальных сетей часто называют распространение информационного мусора и поглощение времени. "Профессор Альтер пробует провести аналогию между загрязнением окружающей среды и информационным потоком от социальных сетей, - продолжает Юрий Перч, территориальный директор, кадрового холдинга АНКОР в Украине. - Если следовать этой логике, то и фильмы, и книги, и газеты, да и просто обывательские разговоры стоит отнести к категории засорения эфира, только менее токсичного".

"Если Facebook останется таким, как есть, а это около 90% ненужной информации, предложение Адама Альтера вполне может найти поддержку"

Андрей Солдатов, гендиректор компании WORLD STAFF напоминает, что в Facebook сидит куча ботов и троллей, которые занимаются распространением ложной информации и будоражат общество – это снижает эффективность, поскольку люди вместо работы занимаются обсуждением фейковых новостей, о которых завтра уже забудут. "Если Facebook останется таким, как есть, а это около 90% ненужной информации, предложение Адама Альтера вполне может найти поддержку и в перспективе стать реальностью, если до этого в Facebook не задумаются над тем, что потоки информации нужно как-то фильтровать", - считает Солдатов.

По мнению Юрия Перча, обучение людей не вовлекаться в поглощающую внимание деятельность могло бы стать задачей, для решения которой налогообложение было бы полезным финансовым инструментом. Впрочем и без введения каких-либо налогов профилактика интернет- или игровой зависимости и прокрастинации в сети могла бы стать элементом корпоративной социальной ответственности высокотехнологичных компаний.

"Тенденция идет к тому, что и социальные сети, и онлайн-игры будут обязаны периодически информировать пользователей о том, сколько времени они в них проводят", - продолжает Артем Афян. Обязали ж ведь алкогольные и табачные компании сообщать потребителям о вреде злоупотребления их продукцией.

Вполне логично, что усиление налоговой нагрузки на соцсети и т.п. приведет к повышению стоимости размещения в них рекламы. Однако, в ближайшем будущем создателям Facebook вряд ли стоит опасаться новых поборов. "В мире только сейчас поднимается вопрос о налоге на сахар и если говорить о налогах за вред обществу, то до Facebook дело дойдет совсем не скоро, - говорит Артем Афян. – Сложно замерить такой ущерб, а вина Facebook является опосредованной, так как человек сам выбирает, открыть ли ему социальную сеть или все-таки выполнять свою работу".

"В мире только сейчас поднимается вопрос о налоге на сахар и если говорить о налогах за вред обществу, то до Facebook дело дойдет совсем не скоро"

Вред от злоупотребления сахаром – давно доказанный факт. Но, только несколько стран в последние годы для борьбы с ожирением и кариесом у детей решились ввести налог на сахар в безалкогольных напитках. Это вынуждает производителей уменьшать содержание сахара в своей продукции, которая продается на соответствующих рынках.

"Для введения дополнительного налога необходимо доказать, что использование Facebook приводит к существенному снижению продуктивности, а на сбор и анализ информации потребуется время, - продолжает Нина Василева, директор по коммуникациям IT-компании EPAM Ukraine. - В целом же предложение профессора Адама Альтера сейчас выглядит малореалистичным, а если следовать его логике, аналогичные дополнительные налоги можно вводить и для табачных компаний, ведь во время перекуров сотрудники также отвлекаются от работы".

Далее Нина Василева напоминает, как в прошлом году СМИ аналогичным образом активно обсуждали предложение основателя Microsoft Билла Гейтса о дополнительном налогообложении использования роботов и направлении собранных средств на трудоустройство безработных, которых роботы заменили. Однако в течение года эта инициатива так и не получила развития.

Вызов для работодателей

Пока профессор из Нью-Йорка призывает наказывать Facebook налогом за снижение производительности, некоторые украинские работодатели пытаются бороться с соцсетями на своих предприятиях. "Есть компании, в офисах которых даже интернет "под замком" и рекрутеру в рабочее время нужно согласовывать доступ и адреса сайтов, куда, когда и зачем ему надо, - говорит Татьяна Пашкина, HR-эксперт портала rabota.ua. – В некоторых компаниях на уровне документов типа "Правил внутреннего трудового распорядка" вводятся ограничения на доступ к развлекательному контенту, куда могут относиться соцсети, и IT-департамент открывает доступ только на проверенные и согласованные ресурсы".

Какие бы меры не вводили работодатели, сотрудникам никто не помешает заходить в соцсети через смартфоны или недосыпать из-за вечерней прокрастинации перед экраном

Опрос, который провел обозреватель Фокуса, подтверждает существование подобной практики в некоторых украинских компаниях на протяжении последних десяти лет. Чтобы получить доступ к соцсетям сотрудникам таких компаний приходилось писать заявления на имя директора и обосновывать, что "запрещенные" ресурсы им нужны для работы. Как правило, исключения делали для тех, кто работает в сфере коммуникаций, HR и т.п. Однако и другие сотрудники зачастую умудрялись обходить введенные ограничения.

В настоящее время, какие бы меры не вводили работодатели, сотрудникам никто не помешает заходить в соцсети с помощью смартфонов или недосыпать из-за вечерней прокрастинации перед экраном.

"Более 45% взрослого населения Украины пользуются смартфонами, объемы трафика мобильного интернета уже опережают десктопное потребление, а компании активно переходят на концепцию bring your device, которая подразумевает использование личного телефона в рабочих целях при покрытии затрат на связь работодателем, - говорит Нина Василева. – Поэтому если работодатель и установит ограничения на пользование соцсетями на ПК ради повышения эффективности, у него не будет возможности влиять на пользование мобильным интернетом".

По мнению собеседницы Фокуса от таких мер работодатель ничего не выигрывает, а только получает негатив и недоверие со стороны сотрудников. Как отмечает Юрий Перч, эффективность скорее зависит от привлечения мотивированных сотрудников, их вовлечения в рабочий процесс, соблюдения баланса работа-личная жизнь, а не в ограничениях на соцсети.

"Чем больше подписчиков у наших людей, тем выше эффект от нашей активности в соцсети"

Поэтому в прогрессивных компаниях активность в соцсетях не только не ограничивают, но и приветствуют. "Бренд нашей компании это собирательный образ брендов наших юристов, - говорит гендиректор ЮК Axon Partners Дмитрий Гадомский. – У нашего бренда есть tone of voice, но это не значит, что все сотрудники должны писать именно в таком тоне. На своих частных страницах они могут постить что угодно, просто следуя правилам читабельности. И чем больше подписчиков у наших людей, тем выше эффект от нашей активности в соцсети".

Как рассказал Гадомский, в его копании при приеме нового сотрудника в команду всегда читают социальные сети. Если кандидат постит там котиков и шерит странные вещи, на собеседование его не зовут. Но если человек классно ведет свою страницу, то при прочих равных условиях предпочтут именно его.

В IT-компании GlobalLogic также подтвердили отсутствие корпоративных запретов на использование социальных сетей или каких-либо других не запрещенных законом ресурсов. "Кроме внутрикорпоративной социальной сети мы активно используем Facebook, Twitter, Linkedin и с их помощью транслируем важные новости и получаем обратную связь от компании", - рассказывают в GlobalLogic. Там убеждены, что доступ в социальные сети не мешает продуктивности, а помогает эффективным коммуникациям внутри компании и за ее пределами.

"Большинство IT-компаний толерантно относятся к тому, что сотрудники заходят в соцсети в рабочее время, так как основным показателем эффективности работы является результат, а не то, сколько раз сотрудник отвлекся в течение дня на внерабочие активности", - говорит Ольга Дюжева, HR & Recruitment директор IT-компании Intellias.

Однако, по информации собеседницы Фокуса, в исключительных случаях IT-компании ограничивают доступ в соцсети или даже использование смартфона в связи жесткими требованиями со стороны клиентов относительно информационной безопасности. Нередко, подобные суровые меры опять же в целях безопасности действуют в банках.

Інші новини